Образование для ума и сердца:
формирование гармоничной личности
Выступление Диди Сантош, директора Санкт-Петербургского Центра
Брахма Кумарис, на XIV международной конференции "Ребёнок в современном мире"
("Образование и детство")
Санкт-Петербург, апрель 2007 г.

Вот уже 14 лет в Санкт-Петербурге проходят международные конференции c общим названием "Ребёнок в современном мире". О важности заявленной в теме конференции проблемы говорит сам состав её организаторов: ЮНЕСКО, Федеральное агентство по образованию, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение Российской академии образования, Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга и др.
В диалоге на конференции принимают участие ведущие российские и зарубежные философы, педагоги, психологи, политические и общественные деятели, деятели искусства и культуры.
Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис принимает участие в этой конференции второй раз.
На снимке: Диди Сантош с профессором К. В. Султановым,
сопредседателем, директором конференции.
Сбалансированный подход
Действительно ли то образование, которое предлагают сегодня учебные заведения, является полноценным? Бесспорно, одна из задач системы образования – это воспроизводить необходимые в обществе структуры: сегодня, как и всегда, нам нужны врачи, нужны архитекторы, юристы и менеджеры. Но наряду с образованием интеллектуальным, с образованием для головы, существует и образование для сердца. И если нарушен баланс этих видов образования, появляется опасность того, что в нашей семье, на рабочем месте, в социуме перестанут появляться настоящие личности, обладающие устойчивыми жизненными ценностями.
Человек может получить превосходное академическое образование, иметь учёные степени и при этом, в отсутствие таких ценностей, как любовь, милосердие, терпение, сотрудничество, он не будет испытывать ни малейшей симпатии к своему ближнему. А к чему нам такая "ходячая энциклопедия"? Большую ли пользу обществу принесёт "узкий" специалист, который не умеет общаться с членами семьи и коллегами по работе, не наделён чувством долга и гражданской ответственности?
Все говорят, что маленький ребёнок быстро всё впитывает, вбирает в себя. В таком случае, почему же нам не удаётся обучить ребёнка или подростка тем ценностям, которые, как мы знаем, будут необходимы ему на жизненном пути?
Образец для подражания
Здесь уместно обратить внимание не только на сам учебный процесс, но и на тех, кто его осуществляет, то есть на учителей как на пример для подражания.
Один из выступавших сегодня очень тепло отзывался о своей школьной учительнице именно потому, что она стала для него образцом для подражания, примером самопожертвования и любви. Она не считала деньги – сколько ей должны заплатить за "внеклассную" работу с учениками. А мы сейчас слишком много считаем…
Собственно, сегодня мы в значительной степени продолжаем ценить то, что ценили и в прошлом. Ни у кого из современных людей не возникает аллергии на любовь, уважение или симпатию. Вряд ли можно говорить о том, что сейчас существенно изменилась ценностная ориентация.
Но что же произошло?
Знание и мудрость
Наверное, мы сами, педагоги, даже понимая важность определённых ценностей, утратили силу для того, чтобы постоянно оставаться носителями этих качеств в своей профессиональной и повседневной жизни.
Ценности и сила соотносятся так же, как знание и мудрость. Знание – это потенциальная возможность, это информация, а мудрость – это способность применить знание на деле и получить желаемые плоды. Проблема в том, что мы очень многое знаем, но не в состоянии делать то, что знаем.
Мудрость является пищей для души, и её не передать из уст в уши. Можно ли при помощи слов научить любви, толерантности или чуткости? Можно ли научиться этим ценностям, листая страницы книг? Нет.
Передать ученику свою мудрость педагог может, только создав для этого соответствующую среду.
Педагог должен жить этими качествами, дышать ими и таким образом создавать вокруг себя, в учебном заведении (и не только в нём!) определённую атмосферу.
Древняя духовная мудрость говорит нам о том, что наше изначальное ядро, сердцевина каждой души, – это добро. Нам просто нужно постоянно поливать это семечко добра.
Водой для такого полива становится та самая среда, атмосфера, о которой мы сейчас говорим. Педагог должен вести себя как фермер, который не просто сажает семена, но поливает растущие всходы, оберегает их от птиц, не даёт сорнякам заглушить их.
Следовательно, сегодня необходимо думать не только о неких новых формах образовательного процесса, но прежде всего о подготовке самих педагогов. Нравственное воспитание, которое поможет ребёнку, подростку, молодому человеку узнать самого себя и реализовать свой позитивный потенциал, возможно осуществлять только через достойные образцы для подражания. Эффективным воспитанием подрастающего поколения могут заниматься лишь такие личности, которые сами стали воплощением этих жизненных ценностей и сил.
_________